Сервисное обслуживание кондиционеров
Сервисное обслуживание кондиционера – обширное понятие, которое включает в себя: регулярные профилактические работы по очистке, проверку давления в системе, заправку фреоном, а также и ремонт кондиционера, в случае его поломки.
В этой статье мы рассмотрим, зачем нужна чистка кондиционеров, как чистить кондиционер, можно ли чистить кондиционер самостоятельно, а так же, что такое проверка давления в кондиционере, какие показатели давления для различных типов фреонов и как дозаправить кондиционер в случае необходимости.
Чистка фильтров внутреннего блока кондиционера.
фото.1 (вот что происходит с пылевыми фильтрами внутреннего блока кондиционера, и как нужно их мыть).
Эту несложную операцию Вы можете проводить сами, и чем чаще, тем лучше для того, чтобы кондиционер не приносил вреда вашему здоровью. Фильтры внутренних блоков кондиционеров – многоразового использования. На грязных, нечищеных фильтрах иногда собирается до сантиметра пыли, и это приводит к потере мощности кондиционера, появлению неприятных запахов, а также создается благоприятная среда для размножения бактерий. Достаточно просто открыть переднюю панель внутреннего блока, извлечь фильтры и промыть их под хорошим напором воды (если внутренний блок находится возле кухни то и неагрессивным моющим средством) и, не особо высушивая, установить обратно в блок.
Чистка дренажа кондиционера.
фото.2 (вот что происходит с дренажной ванной внутреннего блока кондиционера, если не чистить до, и после чистки ).
Два – три литра теплой воды, регулярно пролитой на теплообменник внутреннего блока, очистят дренажный поддон и существенно уменьшат риск забивания дренажной трубки. То есть вода из внутреннего блока кондиционера будет свободно уходить, не задерживаясь, а не течь через край поддона по стене. Агрессивные моющие средства заливать в дренаж кондиционера не рекомендуется. Для процедур с разборкой и сборкой дренажной ванны кондиционера требуются практические навыки кондиционерщика и некоторые специальные приспособления!
Чистка теплообменника и вентилятора (рабочего колеса) внутреннего блока.
фото 3. (вот что происходит с внутренним блоком кондиционера, если его не обслуживать).
Чистка теплообменника и рабочего колеса (вентилятора) внутреннего блока - довольно сложная и трудоемкая операция. Лучше всего позвать специалиста, так как в блоке много разных винтиков, защелок и прочих крепежных и соединительных мелочей. А для качественной чистки внутреннего блока, чтобы добраться до самых труднодоступных мест, его нужно основательно разобрать, а иногда даже снять блок со стены. К счастью, снимать блок со стены требуется достаточно редко, и зачастую, только на промышленных объектах и в торговых помещениях.
фото 4. (состояние вентилятора (ротора) внутреннего блока до чистки и после).
Чистка теплообменника внешнего блока кондиционера.
Грязный теплообменник наружного блока приводит к потере производительности кондиционера, компрессор работает с повышенной нагрузкой, что в конечном итоге может привести к выходу его из строя. Это наиболее частая причина поломки компрессора.
фото 5. (вот что происходит с конденсатором наружного блока кондиционера, если вовремя его не мыть).
Наличие в месте работы внешнего блока густой растительности, особенно тополей, оживленной дорожной магистрали или промзоны означает, что он работает в неблагоприятных условиях, и чистку кондиционера придется делать чаще обычного. Этаж, на котором установлен кондиционер, тоже имеет значение, на нижних этажах наружный блок намного быстрее загрязняется, чем на восьмом и выше, куда пыли долетает меньше, и чистка кондиционера понадобится реже. Если кондиционер прослужил больше года, чистый с виду теплообменник наружного блока еще не означает, что он действительно чистый, самую большую опасность представляют частички пыли и пуха застрявшие между алюминиевыми реберами теплообменника.
фото 6. (мойка наружного блока кондиционера при помощи минимойки высокго давления ).
Качественно почистить такие загрязнения можно только при помощи специального средства для чистки кондиционеров и некоторых приспособлений. Агрессивные моющие средства с хлором и т. п. не подойдут, так как они могут разрушить тонкий алюминий оребрения. Для чистки внешнего блока кондиционера необходимо: снять верхнюю крышку блока, убрать верхний слой загрязнений теплообменника при помощи мягкой щетки, чтобы не повредить алюминиевое оребрение медных труб. Затем, нанести моющее средство для чистки кондиционеров на всю поверхность теплообменника так, чтобы оно равномерно распределилось между алюминиевыми ребрами. Подождать несколько минут, чтобы грязь растворилась. Затем, смыть большим количеством чистой воды, желательно проточной. Для автоматизации этой процедуры лучше всего подойдет минимойка KARCHER. Для завершения процесса чистки, можно использовать воздушный компрессор.
Заправка кондиционера, дозаправка кондиционера, проверка давления.
Для работы кондиционеру необходим хладагент – газ фреон. В бытовых системах, как правило, используются в основном два типа хладона: фреон R22 или фреон R410a. Буква R обозначает Refrigerant – охладитель, хладагент. Самостоятельно купить фреон, и осуществить заправку кондиционера возможно, но лучше пригласить специалиста! Проверить давление фреона в кондиционере можно при помощи манометрической станции.
фото 7. (Манометрическая станция под R22/ Манометрическая станция под R410a/Показатели низкого и высокого давления/Маркировка).
При работе кондиционера в режиме охлаждения, манометр синего цвета (низкого давления) измеряет давление на входе контура магистрали в наружный блок - сторона всасывания хладагента (перед компрессорно-конденсаторным блоком), манометр красного цвета (высокого давления) измеряет давление на выходе контура магистрали из наружного блока - сторона нагнетания (после компрессорно-конденсаторного блока). Максимальные показатели низкого и высокого давления для каждого кондиционера, при любом типе фреона, как правило, указаны на корпусе внешнего блока на заводской маркировке:
Discharge side - сторона нагнетания, то есть высокого давления, хладагент (фреон) находится в жидкостном состоянии, после процесса сжатия компрессором в наружном блоке;
Suction side - сторона всасывания, то есть низкого давления, хладагент (фреон) находится в газообразном состоянии, после процесса испарения во внутреннем блоке кондиционера.
В бытовых сплит-системах, при работе в режиме охлаждения в теплое время года, как правило, измеряют низкое давление на стороне всасывания хладагента, то есть по синему манометру. Для измерения манометр при помощи специального шланга подключается (накручивается) к сервисному вентилю, который находится в месте присоединения более толстой трубки к наружному блоку. Далее даем поработать кондиционеру (при работающем компрессоре) в режиме охлаждения минут 10 - 15, и смотрим на манометр. Важно помнить, что компрессор периодически отключается, измерения проводятся только при его работе.
Проверить кондиционер на достаточное наличие хладагента может только грамотный специалист, который умеет не только подключить станцию манометрии к системе, но и имеет понятие о холодильном цикле. Эти знания необходимы для того, чтобы понимать, какие параметры должны быть у хладагента при определенных температурах внутри и снаружи, и как это отображается на измерительных приборах. Многие кондиционерщики, не обладая достаточными знаниями, и дополнительным инструментом, таким, например, как токовые клещи и электронный термометр, делают выводы о нехватке фреона только по давлению в системе. Зачастую (особенно в холодное время) это может привести к неправильной заправке фреоном и, в конечном итоге, поломке компрессора. Все бытовые кондиционеры поставляются в составе с фреоном. Если в процессе работы кондиционера произошла утечка фреона, и мастер это определил, сначала следует найти причину утечки, устранить ее, и только потом заправлять фреон в систему.
Фреон (хладогент) R22 – состоит из одного компонента, поэтому более прост в использовании для дозаправки кондиционера в случае утечки. Его можно дозаправлять в систему без использования точных электронных весов, пользуясь только манометрической станцией и электронным термометром. Так как фреон R22 обладает озоноразрушающим свойством, его использование постепенно сокращается. В странах Европы с 2010-го года он запрещен. В скором времени и в нашу страну будут производиться поставки бытовых кондиционеров только на новом фреоне R410a. Точную дату, когда это действительно произойдет в Украине (запрет ввоза R22), никто не знает.
В случаях утечки фреона (хладогент) R410a, кондиционеры следует заправлять четко по весу, удалив перед этим весь старый фреон из системы. Это связано с тем, что R410a состоит из двух компонентов, и в случае утечки, один компонент, обладая более высокой плотностью, выдавливает другой, нарушая пропорцию компонентов, вследствие чего хладагент теряет свои термодинамические свойства. Стоит также заметить, что фреон R410a дороже, чем фреон R22 примерно в 2,5 раза, поэтому к его заправке в систему стоит отнестись внимательно.
Фото 9. (Процесс заправки фреоном R22/R410a).
Заправка кондиционера – очень ответственная процедура, которую можно доверить только квалифицированному специалисту!
Нужно знать, что кондиционеры, работающие на новом 410-м фреоне, можно дозаправлять хладагентом в очень редких случаях, и определить это может только грамотный специалист. В основном дозаправка R410a происходит в случае превышения длины межблочной магистрали, и производится добавлением хладагента строго по весу на каждый метр магистрали, превышающий стандарт, вес указывается в инструкции по монтажу (инсталяции) кондиционера.
Если Вы хотите заказать полноценное сервисное обслуживание кондиционера в городах Одессе, Мариуполе, Донецке, Днепропетровске, Запорожье звоните в компанию "Топ-Климат":
(098) 672-39-35; (066) 527-55-77
Смотрите также: